Мобильная версия находится в разработке. Извините за возможные неудобства. Вскоре все будет исправлено:)

Dolby Atmos vs. Auro-3D

Объемный звук 3D штурмует индустрию домашних кинотеатров и мультимедийных комнат по всему миру. Попробовав его в том виде, каким он должен быть, в правильно спроектированной и сконструированной среде, вывод однозначный. То, что раньше определялось, как простая попытка продать больше динамиков, сегодня считается шагом к предоставлению качественного, впечатляющего и захватывающего объемного звучания.

Первые студийные и коммерческие кинорелизы, включающие форматы объемного 3D-звука, такие как Dolby Atmos и Auro-3D, вышли в 2012 году, но только в 2014 году эти технологии получили развитие в домашних системах. Давайте более подробно рассмотрим их.

Прежде чем мы поговорим о внедрении этих новых звуковых трехмерных систем в комнате, важно остановиться на различиях между Dolby Atmos и Auro-3D.

Канало-ориентированный или Объектно-ориентированный звук

В канало-ориентированной звуковой системе (Auro-3D), звукорежиссер смешивает множество звуковых элементов (диалог, шумовые эффекты, музыка и прочее) посредством распределения их по нескольким звуковым дорожкам и направления их по конкретным звуковым каналам, которые соответствуют конкретным колонкам или массивам динамиков в системе. Постпродакшн оснащен стандартной конфигурацией динамиков, которая затем должна максимально соответствовать системе в домашних условиях для точного воспроизведения объемного 3D-звука.

В объектно-ориентированных звуковых системах (Dolby Atmos) используется принципиально новый подход к микшированию саундтреков. Компания Dolby предложила в принципе отказаться от привычного поканального сведения саундтрека в студии и перейти к объектному рендерингу звуковой дорожки "на месте". Фактически Dolby избавила звукорежиссера от задачи по сведению разнообразного набора звуков и разложению их на дорожки в студии, переложив эту задачу на кинотеатральный процессор. Иными словами, звукорежиссер просто выбирает файлы с записанными звуками – например, звуком проезжающей машины, шуршащих листьев, играющей музыки, кричащего ребенка, капель дождя и т.д., и указывает место в пространстве, откуда эти звуки должны воспроизводиться, когда и с какой громкостью. К примеру, если необходимо воспроизвести шум движущейся машины, то режиссер в специальных файлах указывает, откуда, куда и с какой скоростью перемещается виртуальный звуковой источник в трехмерном пространстве.

Конфигурация акустической системы

Auro-3D требует трех уровней громкоговорителей:

  1. Нижний уровень проектируется в соответствии с теми же принципами, что и системы в конфигурации 5.1 или 7.1
  2. Средний уровень имеет от 4 до 5 цифровых каналов, полностью дублирующих нижний уровень системы
  3. Верхний (потолочный) уровень – один или более динамиков  для звуковых эффектов сверху.

Внедрение верхних каналов позволило более точно передать ряд событий в звуковой дорожке фильма, таких как пролеты объектов над зрителями (шум вертолета или реактивного самолета), впечатляющие атмосферные эффекты (завывание ветра, раскаты грома, звук дождя).

Максимальное количество каналов Auro-3D (не стоит путать с количеством акустических систем) достигает 13.1 (на основе 7.1 с полной комплектацией среднего и верхнего уровней). Минимальная система начинается с 9.1 (на основе 5.1 с использованием 4 верхних каналов).

Размещение динамиков Auro-3D

Изображение с сайта: www.avsforum.com

Необходимое количество динамиков определяется размерами помещения и количеством рядов кинотеатральных кресел.

Dolby Atmos имеет несколько другой подход к реализации системы. Основная работа по формированию корректного окружающего звучания в формате Atmos ложится на процессор обработки звука, который должен в реальном времени, получая лишь файлы со звуками и пространственно-временными координатами, в реальном времени обсчитать довольно большой поток данных и выдать его на те акустические каналы, которые находятся в его распоряжении – естественно, с учетом того, сколько их в конкретной инсталляции. 

Dolby Labs также использует в своем новом формате звука Atmos два уровня АС. Первый уровень располагается вокруг слушателя примерно на высоте его ушей, а второй уровень акустических систем размещается на потолке – слева и справа. На текущий момент спецификациями Atmos для домашнего применения предлагается использовать конфигурации АС от 5.1.2 до 9.1.4, где первая цифра – это количество традиционных каналов – левый, центр, правый, боковые, тылы и т.п., вторая – это канал LFE (сабвуфер), а третья – это overhead, так называемые верхние каналы.

Размещение динамиков Dolby Atmos

На изображении показано 11 динамиков плюс один сабвуфер, но в зависимости от помещения и желаемого эффекта звучания, вы вполне можете добавить большее количество динамиков, и интеллектуальный звуковой процессор Dolby Atmos будет использовать каждый дополнительный динамик, чтобы направить звук по комнате с максимальной точностью. Хорошо продуманная конфигурация колонок будет поддерживать практически неограниченную позицию звуковых объектов в трехмерном пространстве, что значительно усилит воздействие на слушателя.

Приспособление помещения

Обе технологии Auro-3D и Dolby Atmos имеют спецификации по конфигурации и размещению громкоговорителей как для коммерческих кинотеатров, так и для домашних кинозалов. Однако выслушав разработчиков и производителей обеих систем, разработав несколько кинотеатров с поддержкой обоих форматов, становится очень четко понятно, что спецификация первоклассного домашнего кинотеатра находится где-то между их рекомендациями для полномасштабных коммерческих и небольших частных систем, для того чтобы получить от каждого из этих форматов лучшее. Кроме того, каждое помещение будет иметь уникальное размещение кресел, разные акустические параметры, дизайн интерьера, в котором должны будут разместиться от 15 до 30 динамиков.

Размещение динамиков для 3D-звука – задача не из легких, особенно если учесть, что это только одна часть целостной инженерной головоломки в процессе построения домашнего  кинотеатра. Однако, несмотря на отраслевую путаницу и довольно значительную  техническую разницу в форматах, существуют стратегии по размещению динамиков, которые помогут вписать оба формата Auro-3D и Dolby Atmos в дизайн домашнего кинотеатра. Результат оправдывает усилия по интеграции такой системы.

Где взять контент в форматах Dolby Atmos и Auro-3D

Количество фильмов, выпущенных на текущий момент в формате Auro-3D, составляет около 40, список релизов доступен на сайте www.barco.com  (Компания Barco является партнером Auro-3D в коммерческом кинотеатральном направлении, производством процессоров занимается компания Datasat Digital).

Количество фильмов со звуком в Dolby Atmos в разы больше (www.dolby.com), чем фильмов с Auro-3D. Более того, ознакомившись со списком релизов со звуком Auro-3D, можно прийти к выводу, что компания по какой-то причине очень большое внимание уделяет азиатскому рынку – слишком уж много в этом списке индийских и гонконгских фильмов, которые вряд ли будут смотреть европейцы и американцы – дорожки к этим фильмам доступны только на языке оригинала. Данных о первом фильме на Blu-ray в формате Auro-3D пока нет. Пока в Auro-3D записываются музыкальные диски – так называемые Auro-3D Pure Audio.

Что если я хочу Dolby Atmos и Auro-3D

Первая и самая главная проблема в совместимости двух форматов 3D-звука – принципиальная разница в подходах к записи саундрека. Auro-3D использует традиционный метод поканального сведения и записи, Dolby Atmos – новое поколение "объектно-ориентированного" монтажа звука. Поэтому "переконвертировать" один формат в другой не получится.

Что же касается построения домашних кинозалов, умеющих правильно работать и в Auro-3D, и в Dolby Atmos, то это, вероятно, наиболее сложный вопрос. И дело здесь даже не в процессорной части, ведь, к примеру, компании Datasat и Trinnov уже анонсировали будущие апгрейды своих домашних процессоров, которые обеспечивают поддержку и Auro-3D, и Dolby Atmos. Проблема совместимости заключается, прежде всего, в различных требованиях к установке акустических систем. В Dolby Atmos, как мы уже говорили, используется два уровня АС, а в Auro-3D три. Исходя из общих соображений, можно было бы предположить, что саундтрек, записанный в Dolby Atmos, в принципе, может быть воспроизведен через часть акустических систем, составляющих массив АС для воспроизведения Auro-3D, но вряд ли это будет корректно. Хотя производители процессоров Datasat и Trinnov убеждают в обратном.

Несмотря на то, что Auro-3D на сегодняшний день выглядит более предпочтительным в плане качества звучания, очень похоже, что Dolby Atmos все же выигрывает соревнование на домашнем рынке 3D-звука. Dolby Atmos поддерживает большое количество бюджетных ресиверов Yamaha, Pioneer, Onkyo, Integra, Denon, доступных к продаже уже сейчас. В более дорогом сегменте о поддержке Atmos заявили Trinnov и Datasat Digital.

В партнерстве с дистрибуцией наша компания предлагает лучшие условия поставки AV-ресиверов и процессоров с поддержкой технологий Auro-3D и Dolby Atmos.

Denon AVR-X5200W
Denon AVR-X5200W
  58 118 грн
SiteHeart